Билет на выставку в вашем городе

ИВАН ПЕТРОВИЧ КУЛИБИН

1735–1818
МОСТ В БУДУЩЕЕ
Россия издавна славилась изобретателями-самородками. Механик-самоучка Иван Петрович Кулибин — из их числа. На его счету чудо-часы, лифт-подъемник, прожектор-отражатель. Но этими известными устройствами его изобретения не ограничиваются.

Случайно уникальные карманные часы Кулибина в форме гусиного яйца с курантами и миниатюрным театром-автоматом показали императрице Екатерине II во время ее поездки по Волге в 1767 году. И она велела нижегородскому механику явиться в Санкт-Петербург с полностью готовым изделием. Это произошло два года спустя, и Кулибина сделали заведующим механическими мастерскими Петербургской академии наук. Он оправдал доверие, став первопроходцем сразу в нескольких областях.

Кулибин придумал водоходное судно, которое могло идти против течения реки без использования труда бурлаков. В 1782 году оно прошло вверх по Неве с грузом в 65 тонн. Вторично водоход Кулибина стартовал на Волге в 1804 году, преодолев за час расстояние около 1 километра с грузом, превышающим 139 тонн.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Кулибин был трижды женат и произвел на свет 12 детей. Но лишь старший сын Семен остался жить в Санкт-Петербурге. Другие уехали в Сибирь и положили начало династии горных инженеров Кулибиных.

Музей речного флота, Нижний Новгород

Другое его изобретение относится к биомеханике, точнее, к протезированию. Для поручика Непейцына, у которого оторвало ногу выше колена, Кулибин изготовил протез:

«Сделал ногу из тонкого металла, в вид натуральной; обложил ее пробочною корою, обтянул замшею, привинтил к ней плоский из крепкого дерева костыль, досягающий до пазухи, на который бы можно было опираться; приставил её вместо безобразной деревяшки, а костыль пропустил под мундир, обвязал, где следует, широкими бинтами и утвердил так крепко, что г. Непейцын мог ходить очень легко без палки, садиться и вставать. Эта машинная нога сама собою в плюсне и колене сгибалась и разгибалась, согласно с движением другой ноги его натуральной».

И. П. Кулибин
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Действующая модель моста Ивана Кулибина состояла из 12 908 деревянных деталей, 49 650 железных винтов и 5500 железных колец. Она простояла во дворе Дома академиков 17 лет, затем ее перенесли в Таврический сад, где модель стояла без ремонта еще 23 года.

Музей мостов, Санкт-Петербург

Вершиной деятельности Кулибина был одноарочный мост. Его модель масштаба 1:10 изобретатель представил на суд Академии наук в 1777 году. Та признала модель «блестящей». Но, увы, мост так и не построили.

«Кулибин, совершенно не искушенный в математике, нашел, я не знаю, каким путем, что кривая его арки должна иметь форму цепной линии, что элементы, из которых состоит мост, должны равномерно и последовательно уменьшаться по всем направлениям».

из письма математика Леонарда Эйлера математику Даниилу Бернулли

По сути Кулибин, сам того не предполагая, дал мощный толчок развитию науки о сопротивлении материалов. Его модель моста была прообразом всех одноарочных мостов мира, а решетчатые фермы в ее конструкции стали классикой — достаточно вспомнить Эйфелеву башню в Париже.